РАБОТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ХИМИИ
по ПРОФИЛИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ.
(выступление на областной конференции-2008г.)
Обучение химии в учреждениях НПО, в отличие от общеобразовательной школы, включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии. Его назначение состоит в том, чтобы приблизить
содержание курса химии к потребностям учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению химии и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной.
В своей работе я использую «Опытную программу профилированного курса химии для профессиональных учебных заведений по подготовке рабочих для различных отраслей легкой промышленности» под редакцией Е.И.Тупикина. Опираясь на нее, я разработала «Опытную программу по подготовке рабочих для пищевой промышленности».
Настоящая программа обеспечивает выполнение обязательного минимума содержания программы по химии, определенного Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования, учитывает специфику подготовки рабочих для пищевой промышленности ( профессия повар, продавец), отражает роль химии в профессиональной деятельности учащихся, способствует реализации задач экологического образования и воспитания.
Курс состоит из трех блоков:
1.Общая химия – 40 часов
2.Основы органической химии – 65 часов
3.Химия в пищевой промышленности – 25 часов
Программа включает в себя два компонента:
- Федеральный (это-обязательный минимум, определяемый Федеральным Госстандартом образования )и
- Региональный компонент ( в нем отражена связь курса химии с профессиональной деятельностью учащихся).
Реализация регионального компонента осуществляется через рассмотрение теоретического материала профессиональной направленности, выполнение практических работ, решение задач, упражнений. Этот компонент нашел отражение практически во всех темах курса химии.
На протяжении всего курса химии включаю в уроки задачи, упражнения и вопросы, связанные с профессией учащихся :
-Рассчитать массовую долю элементов в углекислом аммонии и гидрокарбонате натрия, являющимися химическими разрыхлителями теста.;
-Определить формулу газа, который используется при отбеливании сахара, является консервантом плодов, ягод фруктов, овощей, если серы – 55%. кислорода – 45%, плотность по водороду – 32.;
-Какие массы соли и воды потребуются для приготовления 500 гр 18% раствора хлорида натрия и т.д.
-Почему при длительной варке мясной бульон становится мутным?
-Почему в хлебе много дырочек?
-В чем причина образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных и рыбных изделий? и т.д
Традиционным стало в моей работе проведение уроков с профессиональной направленностью, что дает возможность поддержать интерес к предмету, установить тесную связь с профессией, мобилизовать творческие возможности учащихся. Такие уроки провожу, как правило, в форме игры. На этих уроках развивается познавательный интерес, как к предмету химия, так и к профессии. Такие уроки дают учащимся, возможность самоутвердиться, реализовать себя в интеллектуальной творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения.
При изучение темы «Карбоновые кислоты» в группе поваров, приглашаю учащихся посетить «Химический ресторан КОК»(Карбоновые органические кислоты). В ходе урока учащиеся знакомятся с представителями карбоновых кислот, входящих в состав продуктов, используемых при приготовлении пищи (Муравьиная, бензойная, уксусная, пропионовая, олеиновая кислоты). На этом уроке я выполняю роль «директора » ресторана, а учащиеся – « поваров, официантов, посетителей». Я –« директор ресторана» организую и направляю работу группы, а учащиеся «повара», в зависимости от «блюда», которое они представляют ( щи из крапивы, приправа на основе уксуса, кондитерские и хлебобулочные изделия), рассказывают особенности карбоновых кислот, знакомят с их свойствами, демонстрируя опыты. В заключительной части урока учащиеся - «посетители ресторана» выбирают одно из предложенных им в «меню» заданий, каждое из которых оценивается определённым количеством баллов, в зависимости от уровня сложности:
-В бездрозжевое тесто добавляют соду, гашёную уксусной кислотой. Напишите уравнение реакции и объясните образование пены;
-Для удаления пятен ржавчины используют раствор уксусной кислоты. Составьте молекулярное и ионное уравнения, происходящих при этом реакций;
- Чем объясняется способность к длительному хранению брусники, клюквы, рябины; - и другие.
Количество балов, набранное учащимися, будет соответствовать оценке, которую они получат за урок.
На уроке по теме «Крахмал» использую групповую форму работы ( при изучении нового материала).
Класс делится на группы :
-«поставщики» – должны узнать молекулярную формулу крахмала, в чем он содержится;
-« калькуляторы» – определяют составные части, строение, мономер и молекулярную массу;
-«технологи» – рассматривают физические свойства; «повара» – химические свойства;
-«посетители» – знакомятся с применением крахмала.
В ходе работы учащиеся выясняют от чего зависит энергетическая ценность продуктов, в каких продуктах наибольшее содержание крахмала, какую форму крахмала имеют различные виды растений, в каких случаях происходит клейстеризация крахмала, что произойдет, если заваренный кисель сразу не охладить?
При выполнении практической части учащиеся определяют наличие крахмала в пищевых продуктахи применение крахмала в пищевой промышленности.
Затем, рассмотренный материал выносится на обсуждение всего класса, выполняются записи в «рецептурной книге» ( тетрадях).
В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы теста:
- Как отличить котлетный фарш от бифштексного?
- Какой крахмал предпочтительней для фруктового киселя?
- Ржаной хлеб, набухая, связывает вдвое больше воды, чем пшеничный. Какой хлеб будет быстрее черстветь? и т.д.
Урок «Предельные углеводороды» провожу в виде игры «Магазин».
В ходе его с учащимися проводятся конкурсы:
- конкурс по приёму на работу и знание правил торговли. В ходе его учащиеся обобщают знания о предельных углеводородах, их строении, свойствах, нахождения в природе, применения в профессии, решают задачу на нахождение молекулярной формулы углеводорода, который идет на изготовление упаковочного материала;
-конкурс «Найди нужный товар» (разместить товар по отделам: неорганические и органические вещества и дать их характеристику);
-конкурс «Определить производителя» (соотнести открытие с учёным);
-«Оформление накладной» (запись гомологического ряда в форме таблицы);
-«Маркировка товара» (умение дать полную характеристику В качестве опережающего задания учащиеся подготовили к уроку рекламу о применении алканов в своей профессии.
В разделе «Химия в различных отраслях пищевой промышленности» разработаны уроки, в ходе которых реализуется интеграция химии с предметами профцикла, систематизируются знания учащихся об органических и неорганических веществах, применяемых в профессии, воспитывается бережное отношение к окружающей среде:
-«Введение в химию ВМС»;Классификация пластмасс»; «Классификация волокон»; «Витамины»; «Красители, их роль в пищевой промышленности»; «Развитие пищевой промышленности»; «Жесткость воды и способы ее устранения».
-Практические работы: «Распознавание волокон и пластмасс», «Определение жесткости воды», «Определение рН» .
При подготовке к этим урокам и их проведении учащиеся пишут рефераты, участвуют в выставке «Изделий из использованных пластмасс и волокон».
Данная программа способствует формированию профессионально значимых химических знаний, развитию общеучебных умений ( обобщать, анализировать, самостоятельно работать с литературой и др.) и специальных умений ( умение наблюдать химические реакции, экспериментировать, решать расчетные задачи и другие).
Дальнейшая работа по программе предусматривает совершенствование методического обеспечения и расширение рамок регионального компонента.
(выступление на областной конференции-2008г.)
Обучение химии в учреждениях НПО, в отличие от общеобразовательной школы, включает профильный компонент, учитывающий особенности подготовки специалистов данной профессии. Его назначение состоит в том, чтобы приблизить
содержание курса химии к потребностям учащихся, сформировать положительную мотивацию к изучению химии и за счет этого сделать профессиональную подготовку более эффективной.
В своей работе я использую «Опытную программу профилированного курса химии для профессиональных учебных заведений по подготовке рабочих для различных отраслей легкой промышленности» под редакцией Е.И.Тупикина. Опираясь на нее, я разработала «Опытную программу по подготовке рабочих для пищевой промышленности».
Настоящая программа обеспечивает выполнение обязательного минимума содержания программы по химии, определенного Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования, учитывает специфику подготовки рабочих для пищевой промышленности ( профессия повар, продавец), отражает роль химии в профессиональной деятельности учащихся, способствует реализации задач экологического образования и воспитания.
Курс состоит из трех блоков:
1.Общая химия – 40 часов
2.Основы органической химии – 65 часов
3.Химия в пищевой промышленности – 25 часов
Программа включает в себя два компонента:
- Федеральный (это-обязательный минимум, определяемый Федеральным Госстандартом образования )и
- Региональный компонент ( в нем отражена связь курса химии с профессиональной деятельностью учащихся).
Реализация регионального компонента осуществляется через рассмотрение теоретического материала профессиональной направленности, выполнение практических работ, решение задач, упражнений. Этот компонент нашел отражение практически во всех темах курса химии.
На протяжении всего курса химии включаю в уроки задачи, упражнения и вопросы, связанные с профессией учащихся :
-Рассчитать массовую долю элементов в углекислом аммонии и гидрокарбонате натрия, являющимися химическими разрыхлителями теста.;
-Определить формулу газа, который используется при отбеливании сахара, является консервантом плодов, ягод фруктов, овощей, если серы – 55%. кислорода – 45%, плотность по водороду – 32.;
-Какие массы соли и воды потребуются для приготовления 500 гр 18% раствора хлорида натрия и т.д.
-Почему при длительной варке мясной бульон становится мутным?
-Почему в хлебе много дырочек?
-В чем причина образования пены на поверхности мясных бульонов, жареных мясных и рыбных изделий? и т.д
Традиционным стало в моей работе проведение уроков с профессиональной направленностью, что дает возможность поддержать интерес к предмету, установить тесную связь с профессией, мобилизовать творческие возможности учащихся. Такие уроки провожу, как правило, в форме игры. На этих уроках развивается познавательный интерес, как к предмету химия, так и к профессии. Такие уроки дают учащимся, возможность самоутвердиться, реализовать себя в интеллектуальной творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения.
При изучение темы «Карбоновые кислоты» в группе поваров, приглашаю учащихся посетить «Химический ресторан КОК»(Карбоновые органические кислоты). В ходе урока учащиеся знакомятся с представителями карбоновых кислот, входящих в состав продуктов, используемых при приготовлении пищи (Муравьиная, бензойная, уксусная, пропионовая, олеиновая кислоты). На этом уроке я выполняю роль «директора » ресторана, а учащиеся – « поваров, официантов, посетителей». Я –« директор ресторана» организую и направляю работу группы, а учащиеся «повара», в зависимости от «блюда», которое они представляют ( щи из крапивы, приправа на основе уксуса, кондитерские и хлебобулочные изделия), рассказывают особенности карбоновых кислот, знакомят с их свойствами, демонстрируя опыты. В заключительной части урока учащиеся - «посетители ресторана» выбирают одно из предложенных им в «меню» заданий, каждое из которых оценивается определённым количеством баллов, в зависимости от уровня сложности:
-В бездрозжевое тесто добавляют соду, гашёную уксусной кислотой. Напишите уравнение реакции и объясните образование пены;
-Для удаления пятен ржавчины используют раствор уксусной кислоты. Составьте молекулярное и ионное уравнения, происходящих при этом реакций;
- Чем объясняется способность к длительному хранению брусники, клюквы, рябины; - и другие.
Количество балов, набранное учащимися, будет соответствовать оценке, которую они получат за урок.
На уроке по теме «Крахмал» использую групповую форму работы ( при изучении нового материала).
Класс делится на группы :
-«поставщики» – должны узнать молекулярную формулу крахмала, в чем он содержится;
-« калькуляторы» – определяют составные части, строение, мономер и молекулярную массу;
-«технологи» – рассматривают физические свойства; «повара» – химические свойства;
-«посетители» – знакомятся с применением крахмала.
В ходе работы учащиеся выясняют от чего зависит энергетическая ценность продуктов, в каких продуктах наибольшее содержание крахмала, какую форму крахмала имеют различные виды растений, в каких случаях происходит клейстеризация крахмала, что произойдет, если заваренный кисель сразу не охладить?
При выполнении практической части учащиеся определяют наличие крахмала в пищевых продуктахи применение крахмала в пищевой промышленности.
Затем, рассмотренный материал выносится на обсуждение всего класса, выполняются записи в «рецептурной книге» ( тетрадях).
В конце урока учащимся предлагается ответить на вопросы теста:
- Как отличить котлетный фарш от бифштексного?
- Какой крахмал предпочтительней для фруктового киселя?
- Ржаной хлеб, набухая, связывает вдвое больше воды, чем пшеничный. Какой хлеб будет быстрее черстветь? и т.д.
Урок «Предельные углеводороды» провожу в виде игры «Магазин».
В ходе его с учащимися проводятся конкурсы:
- конкурс по приёму на работу и знание правил торговли. В ходе его учащиеся обобщают знания о предельных углеводородах, их строении, свойствах, нахождения в природе, применения в профессии, решают задачу на нахождение молекулярной формулы углеводорода, который идет на изготовление упаковочного материала;
-конкурс «Найди нужный товар» (разместить товар по отделам: неорганические и органические вещества и дать их характеристику);
-конкурс «Определить производителя» (соотнести открытие с учёным);
-«Оформление накладной» (запись гомологического ряда в форме таблицы);
-«Маркировка товара» (умение дать полную характеристику В качестве опережающего задания учащиеся подготовили к уроку рекламу о применении алканов в своей профессии.
В разделе «Химия в различных отраслях пищевой промышленности» разработаны уроки, в ходе которых реализуется интеграция химии с предметами профцикла, систематизируются знания учащихся об органических и неорганических веществах, применяемых в профессии, воспитывается бережное отношение к окружающей среде:
-«Введение в химию ВМС»;Классификация пластмасс»; «Классификация волокон»; «Витамины»; «Красители, их роль в пищевой промышленности»; «Развитие пищевой промышленности»; «Жесткость воды и способы ее устранения».
-Практические работы: «Распознавание волокон и пластмасс», «Определение жесткости воды», «Определение рН» .
При подготовке к этим урокам и их проведении учащиеся пишут рефераты, участвуют в выставке «Изделий из использованных пластмасс и волокон».
Данная программа способствует формированию профессионально значимых химических знаний, развитию общеучебных умений ( обобщать, анализировать, самостоятельно работать с литературой и др.) и специальных умений ( умение наблюдать химические реакции, экспериментировать, решать расчетные задачи и другие).
Дальнейшая работа по программе предусматривает совершенствование методического обеспечения и расширение рамок регионального компонента.