Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой, верной стороны освещает для него все явления жизни. |
Подростки... Какие они все разные… Как часто мы не умеем вовремя поддержать и даже выявить проблемы ребенка, не замечая, что причины отсутствия интереса к учебе, плохого поведения могут быть очень различными. За показной развязностью и бравадой некоторых из них скрывается чаще всего растерянность и непонимание не только окружающих, но и самих себя, своих внезапно нахлынувших дум, новых ощущений и восприятий. Вчерашние дети, они вдруг почувствовали потребность доказывать свою правоту, отстаивать свое мнение пусть даже ошибочное. С этими мальчишками и девчонками уже нельзя не считаться. Нужно помочь им найти свое место в жизни, а главное, оградить от употребления алкоголя, наркотиков. Основной особенностью современного общества является его открытость, а наиболее востребуемое качество личности - осознанность, ответственность, свобода выбора. В то же время бичом всех развитых стран является широкое распространение, которое называется аддиктивным, то есть зависимым, от тех или иных привычек. В последнее десятилетие для России употрбление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических средств, превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью.
Здоровье – состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. Согласно заключению РАНН, если принять уровень здоровья за 100%, то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% от наследственных факторов, на 20 % от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни конкретного индивида. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности. В подростковом возрасте "решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе”. "Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – "делать жизнь с кого?”. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. Мы привыкли решать проблемы по мере их поступления, но на мой взгляд куда проще не решать проблему когда она уже существует, а предотвратить ее возникновение. Во многих произведениях художественной литературы, включенных в учебную программу, содержится ценнейший материал, связанный с вопросом формирования ценностей здорового образа жизни у подростков.
Поэтому с учетом актуальности данной проблемы была предпринята попытка разработки системы уроков с наркологическим анализом произведений русской литературы с нравственной точки зрения. Цель данной работы – пропаганда здорового образа жизни на уроках литературы, изменение ценностного отношения учащихся к пьянству, курению, наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение. В основу формирования культуры здорового образа жизни положен личностно – ориентированный подход. Форма общения с подростками – совместный поиск истины. Процесс воспитания на уроках литературы направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
Процесс обучения и воспитания в училище – решающее средство систематического воздействия на умственное и нравственное развитие учащихся. Поэтому информацию о вреде курения, пьянства необходимо включать на уроках гуманитарного цикла. В данной работе представлены элементы уроков о вреде вредных привычек на материале произведений русской классической литературы.
Творчество И.С.Тургенева заслуживает нашего пристального внимания. Остановимся на рассказе «Певцы». Первоначальное название рассказа было «Притынный (приютный) кабачок»; «притынный» кабачок стоит у самой головы оврага…и не одному проезжему мужичку мерцает путеводной звездой», но оказывается таким же , как и другие кабаки, - с толстым целовальником «с заплывшим лицом, хитро-добродушными глазками и жирным лбом…». В незатейливом, мрачном кабачке слушатели переживают высокое эстетическое наслаждение- это бескорыстные, истинные ценители искусства. Тяжелый подневольный труд, заботы, нужда, нищета не убили в русском человеке живую душу, поэтический талант. Тургенев – правдивый писатель, его меткое, острое слово отражает жизнь такой, какой он ее видит без прикрас. И в эпилоге он рисует тяжелую картину широкого разгула: «…все было пьяно – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осипшим голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары». "Пьянство – страшное бедствие, которое переживает в настоящее время Россия, то пьянство, которое опустошает русскую землю, пожирая неисчислимые жертвы, и приносит столько бед народу, что никакие беды и напасти с ним не могут соперничать.” Эти слова, сказанные в начале века доктором Латышевым А.И., и сейчас, ни в коей мере, не потеряли своей актуальности. С одной стороны, действительно, масштабность этого явления в России всегда была грандиозной, но стоит ли из-за этого предаваться панике. Быть может, водка - необходимейший атрибут русской жизни и без нее не существовало бы феномена нашего национального характера? Более 1000 лет существует наше государство, это совсем не мало, однако к двадцать первому веку мы подошли в состоянии полного хаоса, по уровню жизни наше государство вряд ли может сравниться с двухсотлетней Австралией, Канадой, молодой Бразилией и рядом других стран. Быть может пьянство является одной из причин "торможения” нашего развития. Предлагаю задуматься над проблемой и высказать свою точку зрения. При подготовке к уроку оформляю стенд с пословицами и поговорками о пьянстве. Лучше знаться с дураком, чем с кабаком; в кабаке родился, в вине крестился, - мы видим отношение народа к системе кабаков. С вином поводишься – нагишом находишься; Сам пьян, а дети голодны; Не жаль молодца ни бита, ни ранена – жаль молодца похмельного; На добро нет, а на вино везде дают; Муж пьет – полдома горит; жена пьет – весь дом горит, - пьянство воспринималось как явление негативное, приносящее горе семье человека пьющего, пускающего по миру семью, пропивая имущество и хозяйство. Все вышеизложенное позволяет сделать нам вывод о том, что пьянство на Руси никогда не находило одобрения в народе, это было зло, болезнь и это осознавалось. Целесообразно внести элемент краеведения. В селе Вичуге, по данным писцовых книг и других документов, в 17 веке были заведены винокурни и кабаки. До сих пор спуск к мосту от Школьной улицы старожилы называют «Кабацкой горой».
В процессе работы я пришла к выводу, что эффективность прямых назиданий, как правило, невысока. Поэтому на уроках использую принцип «косвенного обучения». Информация об опасности при контекстной подаче попадает непосредственно в подсознание и начинает непроизвольно управлять поведением человека и его сознанием.
Лев Николаевич Толстой - великий писатель, гениальный художник, чьи произведения являются гордостью не только русской, но и мировой литературы - дал в своих произведениях блестящую уничтожающую критику многих отрицательных сторон современной ему общественной жизни. Среди многих проблем, вошедших в поле зрение Толстого-писателя и мыслителя, вопросы здоровья людей и борьбы за это здоровье в широком смысле слова занимают видное место. Брак и взаимоотношения между полами, наследственность, алкоголизм и другие наркомании, воспитание детей - ко всем этим глубоко интересовавшим его вопросам Толстой подходил как основной для него эстетической стороны, так и точки зрения охраны здоровья. Для теоретического и практического подкрепления своих мыслей и соображений Толстой входил в близкое соприкосновение с рядом врачей, весьма дорожил их мнением по этим вопросам. Так, при изучении творчества Л.Н. Толстого, можно остановиться на юности писателя. У Толстого она совпала с поступлением в Казанский университет на факультет восточных языков. Учился Лев Николаевич, как ни странно, плохо. Он увлекался арабским и турецким языками, но больше всего читал по-французски. Много мечтал. Решил заниматься гимнастикой, чтобы сделаться первым силачом мира, ходил без определённой цели по комнатам, разглядывал себя в зеркало, от которого отходил всегда с чувством уныния, потому что находил, что его наружность не только не красива, но, по его мнению, неблагородна, невыразительна. Самые обыкновенные грубые, дурные черты: глаза маленькие, серые, скорее глупые, чем умные. Мужественного, как ему казалось, в нем было ещё меньше, лицо, как у простого мужика, большие ноги и руки, а это стыдно. Такая внутренняя работа шла у Льва Николаевича. Когда же в университете выдали форму, Толстой, одевшись в шинель с бобрами, в белых перчатках и треуголке, со шпагой на левом бедре, почувствовал себя взрослым. Он ходил по комнате, смотрел во все зеркала, и ему казалось, что он выглядит отлично. А разве можно, чтобы только он видел себя таким, надо, чтобы все увидели, какой он хороший. Вот Лев Николаевич едет гулять. Заехал в кондитерскую, хотел притвориться, что его интересуют газеты, но на самом деле его привлекали сладкие пирожки. Сделав покупки, он вернулся домой и решил покурить. Ведь он взрослый. Запах табака был приятен, но во рту было горько, захватывало дыхание, но он крепился и затягивался. Закружилась голова. Лев поднялся и упал. Послали за доктором. Так закончилась его попытка научиться курить. Он дал себе слово: больше не касаться сигарет, курение - это глупости и напрасная трата денег. Существует такая статистика: если подросток выкурил хотя бы две сигареты, в семидесяти случаях из ста он будет курить всю жизнь. А смертность среди курящих очень большая. Изучив биографию Толстого, дети делают вывод, что, имея внутренний стержень, человек не зависит от чужих решений. Только такой человек может достичь целей счастливой и долгой жизни. На уроке можно зачитать фрагмент из статьи Льва Николаевича «Пора опомниться»: «Только стоит зайти в трактир да посидеть, посмотреть на драку, крик, слезы, чтобы понять то, что не веселит вино человека. И что же? И не вкусно вино, и не питает, и не крепит, и не греет, и не помогает в делах, и все-таки столько людей его пьют, и что дальше, то больше. Зачем же люди пьют и губят себя и других людей? "Все пьют и угощают, нельзя же и мне не пить и не угощать”, – отвечают на это многие, и, живя среди пьяных, эти люди точно воображают, что все кругом пьют и угощают. Но ведь это неправда. Если человек вор, то он и будет водиться с ворами и будет ему казаться, что все воры. Но стоит ему бросить воровство, и станет он водиться с честными людьми и увидит, что не все воры. То же и с пьянством. Не все пьют и угощают. Если бы все пили и угощали, то жизнь сделалась бы адом, но этого не может быть, потому что среди заблудших людей всегда были и теперь есть много разумных; и всегда были и теперь есть много и много миллионов людей непьющих и понимающих, что пить или не пить – дело не шуточное. Если сцепились рука с рукой люди пьющие и наступают на других людей и хотят споить весь мир, то пора и людям разумным понять, что и им надо схватиться рука с рукою и бороться со злом, чтобы и их детей не споили заблудшие люди. Пора опомниться!» После прочтения статьи подростки высказывают свое мнение. Обсуждение данной проблемы можно закончить словами писателя: «Пьяница никогда не идет вперед ни в умственном, ни в нравственном отношении».
На примере поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» можно показать, как у пьющего человека проявляются признаки деградации. ( После приема спиртного в коре головного мозга остается кладбище нервных точек, которые, как известно не восстанавливаются. Изменениям подвергается прежде всего кора головного мозга, где происходит мыслительная деятельность, осуществляются функции памяти). И опять возникает вопрос, быть может пьянство является одной из причин "торможения” нашего развития. Глава «Сельская ярмонка» завершается картиной буйного пьяного веселья: Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ! Веселье изображенное в главе, обернулось тягостной картиной хмельного разгула. Глава «Пьяная ночь» памятна всем жалким и трагическим безобразием сцен. Пьет народ, в драке уже убили кого-то, ползут избитые, валяются упившиеся. У кабаков совсем худо: смятение сбились приводы, плачут дети, женщины не дозовутся мужиков. В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного неприглядного и безобразного. Покуда глаз хватал, Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные… Дорога многолюдная Что позже – безобразнее: Все чаще попадаются… В качестве домашнего задания можно предложить написать сочинение – миниатюру: «Как относится к проблеме пьянства Н.А.Некрасов?» или подобрать цитаты по данной проблеме. Проблема пьянства на Руси волновала Ф.М. Достоевского на всем протяжении его творческого пути. Мягкий и несчастный Снегирев произносит: "...в России пьяные люди у нас и самые добрые. Самые добрые люди у нас и самые пьяные. Добрыми становятся люди в ненормальном состоянии. Каков же нормальный человек? Злой. Пьют добрые, но плохо поступают тоже добрые. Добрые забыты обществом, жизнью правят злые. Если в обществе процветает пьянство, то это означает, что в нем не ценятся лучшие человеческие качества" В "Дневнике писателя" автор обращает внимание на пьянство фабричных после отмены крепостного права: "Народ закутил и запил - сначала с радости, а потом по привычке". Достоевский показывает, что и при "переломе огромном и необыкновенном" не все проблемы решаются сами собою. И после "перелома" необходима правильная ориентация людей. Многое тут зависит от государства. Однако государство фактически поощряет пьянство и рост числа кабаков: "Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, т.е. по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, - стало быть вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью нашей платим за наш величавый бюджет европейской державы. Мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать поскорее плод". Достоевский показывает, что это происходит от неумения вести хозяйство страны. Случись чудо, - люди все разом перестанут пить, - государству пришлось бы выбирать: либо заставить их пить силой, либо - финансовый крах. По-достоевскому причина пьянства социальна. Если государство отказывается заботиться о будущем народа, о нем будет думать художник: "Пьянство. Пусть ему те радуются, которые говорят: чем хуже, тем лучше. Таких теперь много. Мы же не можем без горя видеть отравленными корни народной силы". Эта запись была сделана Достоевским в черновиках, а по-существу эта мысль изложена в "Дневнике писателя": "Ведь иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, бледнеет ум и развитие, - и что вынесут в уме и в сердце своем современные дети народа, взросшие в скверне отцов своих". В государстве видел Достоевский рассадник алкоголизма и в варианте, изложенном Краевскому, хотел рассказать о том, что общество, где процветает пьянство, а отношение к нему снисходительное, обречено на вырождение. К сожалению, редактор "Отечественных записок" не был столь дальновидным, как Достоевский, в определении причин деградации российского менталитета и отказался от предложения писателя. Замысел "Пьяненьких" остался неосуществленным. Можно предложить ученику выступить с этим докладом на уроке. На уроке, посвященном изучению системы персонажей, необходимо остановиться на образе Мармеладова и попытаться ответить на вопрос: «Как вы относитесь к объяснению Мармеладова своего пьянства?». Во время проведения таких уроков необходимо дать возможность высказать своё мнение каждому желающему, если даже это мнение о прошедшем уроке расходится с мнением учителя. Много ценной информации по данной проблеме оставил в своих произведениях Булгаков. Лекцию о раннем творчестве можно предварить обсуждением рассказа «Морфий». Действие происходит в 1917 году, время смуты, революции, надежд и потерь. Произведение начинается с рассказа доктора Бомгарда, неожиданно переведенного с глухого участка без электричества в маленький городок с более оснащенной больницей. Однажды во время дежурства сиделка приносит Бомгарду письмо. Судя по штемпелю, письмо оказывается из прежнего участка Бомгарда. Автор письма – коллега и бывший сокурсник Бомгарда - Поляков, просит срочно приехать «Я тяжело и нехорошо заболел. Помочь мне некому, да и я не хочу не у кого искать помощи, кроме Вас,- пишет он. Бомгард решает ехать, даже отпрашивается у главного врача, ложась спать, мучается сомнениями, чем же болен Поляков: рак? сифилис? Всю ночь Бомгард не спит, а на утро привозят тело застрелившегося доктора Полякова.В письме – записке он предостерегает прочих: «Будьте осторожны с белыми, растворимыми в воде кристаллами». Рядом с письмом находят общую тетрадь, которая оказывается дневником. Бомгард читает дневник Полякова, о чем М. Булгаков повествует далее. Это пронзительная исповедь человека, который оставил нам свой рассказ – предупреждение. Попытка Полякова излечиться от наркотической зависимости с помощью другого наркотика не увенчалась успехом. Можно дать задание ученику подготовить сообщение о вреде наркотиков. (У лекарств – наркотиков – коварное свойство. Организм привыкает к ним и начинает требовать новых доз. При этом человек испытывает такое же мучение, как, например, при сильной жажде, только страшнее. Наркотик – как безжалостный палач, который требует: «Укради, убей, достань очередную дозу, прими ее, иначе я подвергну тебя жуткой пытке». Это мы наблюдаем в рассказе Булгакова. Алкоголь вносит глубокие изменения в организм человека. Изменениям подвергается кора головного мозга, где происходит мыслительная деятельность, осуществляются функции памяти. Этот факт можно подтвердить, зачитав на уроке отрывок из пьесы Максима Горького «На дне». Актер останавливает Луку («Идем старик…я тебе продекламирую куплеты») и к нему он обращается со своей бедой: «Ничего не помню…ни слова…не помню! Любимое стихотворение …плохо это, старик?». Далее Актер расписывается в своем окончательном поражении, но и при этом еще пытается найти ему объяснение: «Пропил я душу, старик…я брат, погиб… А почему – погиб? Веры у меня не было. Кончен я». Анализируя подобные ситуации, мы невольно заставляем учащихся задуматься над своим поведением, оглянуться на прожитый день, отдать отчет в своих поступках. В 1986-м вышла "Плаха", самая большая книга Айтматова. Она молниеносно стала бестселлером в советском варианте: за романом занимали очереди, его передавали из рук в руки, о нем говорили на каждом шагу. В "Плахе" Айтматов заговорил о том, о чем до тех пор можно было только молчать: о боге, о вере, о наркотиках. Метко сказанное слово учителя на уроке может предотвратить беду. К наркотикам людей принуждают. Тут кроется ужасный обман. Новичкам предлагают наркотики почти бесплатно, уговаривают: «Попробуй, это приятно это интересно».Детям необходимо донести мысль: кто поступает , как другие в его компании, лишь бы над ним не смеялись, тот и есть трус. Дети анализируют предложенные отрывки из произведения и высказывают свое мнение. — Оставь! Не заливай! На свете все продается, все покупается, и твой Бог в том числе. Но я, по крайней мере, даю людям покайфовать и испытать то, что вы сулите лишь на словах и вдобавок на том свете. Лишь кайф дает блаженство, умиротворение, раскованность в пространстве и во времени. Пусть блаженство это мимолетно, пусть призрачно, пусть оно существует лишь в галлюцинациях, но это счастье, и достижимо оно только в трансе. А вы, праведники, лишены даже этого самообмана. — Одно ты правильно сказал — что все это самообман. Вот и попробуй переубеди их, малолетних Ленек и разбитных Петрух, спасай их души, спаситель! Я ничем, ни единым словом тебе не помешаю. Считай, что меня нет. И если тебе удастся повести этот народ за собой, обратить его к своему Богу, я тут же удалюсь, как и полагается удаляться при поражении. Ты понял меня? Принимаешь мой вызов? — Принимаю! — коротко ответил Авдий. Авдий Калистратов решает спасти молодых людей, но чуть не гибнет в драке. Все участники были арестованы милицией. При изучении современной литературы можно обратиться к творчеству В.Высоцкого. Наркомания. Страшная - и тогда почти неизлечимая болезнь. Да и сейчас - при современных методах лечения и новейших препаратах - излечивается не более 10 процентов наркоманов. Когда и как Высоцкий начал употреблять наркотики? Совсем недавно В.Аксенов на вечере памяти Высоцкого сказал по поводу злоупотребления алкоголем (как он выразился, "этого самоуничтожения"): "Это были - и у Володи, и у меня - отчаянные попытки вернуть уходящую молодость..." А еще - возможность удержать то счастливое всемогущество, которое может дать только творчество. Наркотики вначале действительно стимулировали творческий процесс... И, во-вторых, привыкание к наркотикам происходит во много раз быстрее, чем к алкоголю... Итак, почему? Особенность наркотического удовольствия заключается в том что, после первой же пробы, в коре головного мозга возникает очаг возбуждения, требующий постоянной подпитки. Дети думают над вопросом: «Нужно ли прибегать к наркотикам, если у тебя что-то не получается?». Как правило, дети говорят, что нужно обратиться за советом к друзьям или старшим. Проникаясь сопричасностью к герою, подростки могут отторгнуть героя и не пожелать оказаться на его месте. Задача педагога –ставить перед детьми подобные проблемы. Но ставить так, чтобы это была их проблема. Только тогда можно достичь успеха в работе по профилактике наркотической зависимости. Неотъемлемой составляющей общего здоровья является здоровье психическое, которое тесно связано с физическим и в значительной степени его определяет. Поэтому на уроке используется метод экспрессии. Начинается урок с построения атмосферы безопасности и доверия. Выговоры, наставления, поучения и публичные заявления о порочных поступках учащихся не только не способствуют искоренению порока, но иногда порождают новые. Дружеские, человеческие отношения оставляют в сердцах учащихся добрый след. Доброта и терпение – лучший из путей нравственного воспитания. Современного подростка убедить в чем-либо довольно сложно. Сказание о капле никотина, которая насмерть убивает лошадь, вызывает усмешку у критически настроенных ребят. Поэтому стараюсь в ненавязчивой форме преподносить информацию. Это может быть удачно подобранный эпиграф или песня. Например, высказывание Л.Н.Толстого: «Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, который с новой, верной стороны освещает для него все явления жизни». Предлагаю ответить на вопросы: - Прочитайте, вслушайтесь, вдумайтесь, обсудите с товарищем по парте и приготовьтесь к ответу. - Что же близко и интересно нам? - Какое слово является ключевым в данном высказывании? - Как вы относитесь к данной проблеме? Подобную работу можно проводить в любой части урока. В конце урока можно предложить написать сочинение – миниатюру по данной проблеме вместе с товарищем по парте («Поделитесь тем, что вы написали с товарищем по парте»). Можно предложить нарисовать карандашом эскиз плаката по данной проблеме. Через эмоцию, запечатленну в рисунке, снимается психологический барьер. Использование данного метода дает возможность выражать свою агрессию в социально приемлемой манере. Подростки становятся спокойнее и лучше идут на контакт с преподавателем. Особое внимание необходимо уделить использованию музыки на уроках литературы как одного из способов формирования ценностей здорового образа жизни. В состоянии стресса, повышенной тревожности частота волн головного мозга превышает допустимые нормы. Чем медленнее бета-волны в головном мозге, тем лучше мы себя чувствуем. Музыка с ритмом 60 ударов в минуту, как медитация, способна замедлить мозговую деятельность.
При ее прослушивании улучшается внимательность и трудоспособность. Мозг перестает тратить энергию на негативные эмоции. Постепенно общее состояние стабилизируется, наступает умиротворение. Для стабилизации и активизации деятельности мозга подходят произведения Моцарта. Это могут быть первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады». Прослушивание классики помогает легкому запоминанию информации. Прослушивание музыки можно включать практически на всех уроках литературы (например, при изучении лирики А.А.Фета, Ф. И.Тютчева). Целесообразно использовать метод интроспективного анализа. Например, после изучения биографии Л.Н. Толстого можно прадложить написать сочинение – миниатюру: «Здоровый образ жизни – путь к долголетию», «Я – каким бы я хотел себя видеть». Данный метод позволяет обратиться к себе, к своему внутреннему миру. Довольно эффективен в работе по антинаркотическому воспитанию подростков метод театрализации (например, разговор Авдия с Гришаном по роману Ч.Айтматова «Плаха»). Данный метод дает основания для раскрытия способности к анализу проблемной ситуации. Особу важность для ранней профилактики наркотивизма приобретает развитие у подростков коммуникативных навыков. Необходимо научить учащихся разговаривать с товарищами доброжелательно, чаще улыбаться. От нашего настроения зависят не только наше здоровье и настроение, но и здоровье и настроение других людей. При изучении романа – эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», можно сравнить улыбки героев произведения В улыбке, по словам Толстого, содержится в лице то, что называется красотой. На первом уроке проводится исследовательская работа. Подростки делятся на группы, обсуждают и заполнят таблицу: А. П. Шерер и князь Василий – улыбка - ширма. Князь Ипполит – антиулыбка, улыбка идиота. Элен – неизменяющаяся маска. Маленькая княгиня Лиза – улыбка белочки с усиками. Княгиня Друбецкая - оружие кокетки. Князь Андрей Болконский – гримаса, усмешка. Граф Пьер Безухов – душа, улыбка ребенка.
И в заключение работы необходимо сказать, что среди проблем, в стороне от которых не должен и не может стоять учитель литературы, - проблема наркологической зависимости подростков. Неназойливая агитация за здоровый образ жизни должна присутствовать на всех предметах гуманитарного цикла.
|