БРЕДОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА-
преподаватель математики.
Отличник профтехобразования.
Педагогический стаж - 34 года.
|
Роль моего предмета
в профессии и будущей жизни учащихся .
в профессии и будущей жизни учащихся .
Математика в отличие от других школьных дисциплин, абстрактна, предметом её изучения являются не сами вещи и явления реального мира, а их количественные отношения и пространственные формы.
Поэтому и говорят, что математика скучна, примеры и упражнения не имеют отношения к реальности, а математические знания почти никому не пригодятся в дальнейшем.
Поэтому и говорят, что математика скучна, примеры и упражнения не имеют отношения к реальности, а математические знания почти никому не пригодятся в дальнейшем.
Действительно, мало кому придется в жизни извлекать корни, вычислять логарифмы, решать тригонометрические уравнения, да и вообще пользоваться математическим аппаратом.
Для чего же в таком случае нужна математика?
А ответ достаточно прост: целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, применяемых в различных сферах деятельности.
В отличие от некоторых других дисциплин, изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание («данное выражение представляет собой разность квадратов»), и понимание («здесь нужно применить именно эту формулу») и анализ («если правая часть этого уравнения отрицательна, то уравнение не имеет решений»), и рефлексию («данное неравенство можно решать несколькими способами, воспользуемся самым коротким»).
Даже выполнение скучных преобразований способствует выработке такого качества, как собранность.
А ответ достаточно прост: целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, применяемых в различных сферах деятельности.
В отличие от некоторых других дисциплин, изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание («данное выражение представляет собой разность квадратов»), и понимание («здесь нужно применить именно эту формулу») и анализ («если правая часть этого уравнения отрицательна, то уравнение не имеет решений»), и рефлексию («данное неравенство можно решать несколькими способами, воспользуемся самым коротким»).
Даже выполнение скучных преобразований способствует выработке такого качества, как собранность.
Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения.
Приведу пример.
Приведу пример.
В городе два магазина. В первом висит объявление о снижении цен на 60%, во втором – о снижении цен в 2,5 раза. В какой магазин пойти покупателю?
Таким образом, заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физкультурой для здоровья телесного.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (М.В.Ломоносов)
Согласно требованиям государственного стандарта общего образования в результате изучения математики ученик должен:
☛ ЗНАТЬ (понимать) значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике. Сюда относятся и знания по основным изучаемым темам
☛ УМЕТЬ использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам, используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства, описания с помощью функций различных зависимостей, решения прикладных задач, вычисления площадей и объемов пространственных тел.
Одним из важных средств обеспечения профессиональной направленности в преподавании математики является использование задач с профессиональным содержанием.
Так учащиеся, осваивающие профессию "Швея" при расчётах чертежей лекал должны:
- уметь выполнять действия с целыми числами и дробями;
-решать уравнения при нахождении конструктивной добавки проймы;
-выполнять геометрические построения при изготовлении лекал;
-знать геометрические формы деталей машин при изучении оборудования.
Например, повторяя правила действий с рациональными числами, решаем задачу:
При изготовлении одежды базовая деталь поступает на конвейер через 1 мин после окончания предыдущей работы. Через 1 мин к ней присоединяют ещё 2 детали, через 1 мин ещё 3 детали и т.д. Из скольких деталей будет состоять одежда, если процесс изготовления длится 12 мин?
Повторяя решение линейных уравнений, предлагаю задачу:
1) Одна швея выполняет плановое задание за 1 месяц, другая выполняет то же задание за 2 месяца, третья – за 3 месяца, четвертая – за 4 месяца. Сколько времени потребуется для совместного выполнения задания?
2) При раскрое детской одежды закройщица в 1-й час работы выпускает 12 заготовок, во 20й час на 2 заготовки больше. Сколько заготовок она выпустит за 6 часов работы?
3) При раскрое детской одежды закройщица в 1-й час работы выпускает 12 заготовок, во 2-й час – на 2 заготовки больше. Сколько заготовок она выпустит за 6 часов работы?
При изучении площадей фигур решаем задачу:
Сколько заготовок круглой формы для пошива чепчиков можно изготовить из куска материи длиной 12 м и шириной 1,4 м, если радиус заготовки 15 см? Центры заготовок должны быть расположены на одной линии.
Одна из важных задач преподавания математики заключается в том, чтобы выявить красоту предмета и использовать её для воспитания и развития интереса учащихся к математике.
1. Чтобы показать совершенство математического языка, обязательно рассказываю о происхождении математических символов и терминов.
2. Математика красива своей историей, ибо она менее всего история ошибок. Поэтому при любой возможности стараюсь сообщить учащимся какие-то исторические факты. Кроме того, в кабинете оформляется уголок «История математики».
3. Красота математики связана с красотой природы. В природе с помощью математики красота не создаётся, а лишь фиксируется, выражается. Чтобы показать эту связь, оформлены бюллетени: «Математика в живой природе», «Математика и архитектура», «Математика и искусство», «Красота геометрических форм».
4. Очень увлекательны, на мой взгляд, беседы о математике и по математике (более 20). Например, «Банковский процент», «Финансовые пирамиды». Теории математических игр «Морской бой», «Крестики – нолики», «Игра в 15».
5. Очень увлекательны математические софизмы, головоломки.
В кабинете оформляется уголок «Академия смекалки». Сменный материал для этого уголка был представлен на выставке дидактического материала.
6. Стараюсь показать, как математические законы могут быть применены в жизненных ситуациях.