Главная | Мой профиль | Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Меню сайта
Наш опрос
Как вам наш новый сайт?
Всего ответов: 160
Статистика
Драгунова Елена Алиевна,
преподаватель русского языка и литературы.
 Педагогический стаж 6 лет.  
Имеет 2-ю квалификационную категорию.
Принимает активное участие в литературных областных конкурсах.
Лауреат премии областного конкурса совета по русскому языку 2009г.  Её работа "Особенности топонимики города Вичуги и Вичугского района" отмечена дипломом 1-й степени.
Основное направление в работе - использование ИКТ в учебном процессе.
 
 
Предлагаю вашему вниманию конспект внеклассного мероприятия:  "Зачем снова говорить о войне, после которой прошло столько времени?".
 
 Цель:  Дать обзор поэзии и прозы времен Великой Отечественной войны.
              Показать, что поэзия военных лет, соединяла высокие патриотические чувства с личными переживаниями лирического героя.
               Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи.
               Воспитывать чуткое, внимательное отношение к поколению военного времени.
 
Оборудование: Иллюстрации (фотографии из семейного архива), тексты стихотворений.
                           Мультимедиапроектор.
                           Отрывок из фильма "Судьба человека". 
                           Кинохроника военных лет ("Как это было").
Содержание и структура урока.
Деятельность преподавателя. Деятельность учителя.
 Организационная часть.
 
 Целеполагание и мотивация.
 
 Звучит песня В. Высоцкого "На братских могилах не ставят крестов".
 
 Не многие сейчас помнят тревожное утро 22 июня 1941 г., когда предутреннюю тишину советского пограничья нарушили первые залпы немецких орудий, рев танков, вой падающих бомб. Тогда наш народ встал на защиту Отечества.
 В далекое прошлое уходят суровые годы войны,наполненные горем и страданиями миллионов людей.Но наши дни можно часто услышать вопрос: "Зачем снова говорить о войне, после которой прошло столько времени?". Вслушайтесь, вдумайтесь и дайте ответ.
 
Мы прслушали песню В.Высоцкого. Каково значение этих стихов в наше мирное время?
 
 Учащиеся формулируют тему урока.
 
 
 
 Прочтите эпиграф сегодняшнего урока:
 
 Не забывайте о войне
 Забудете - она вернется
 И в каждой молодой семье
 Ужасным эхом отзовется.
 
Как вы понимаете строчки, написанные вичугской поэтессой
Фаиной Лебедевой?
 
 
 
 
Есть одно военное стихотворение необычайной судьбы - "Жди меня и я вернусь". Оно было написано Константином Симоновым в 1941 году и посвящено любимой женщине Валентине Серовой.
 
Определите жанр стихотворения (послание).
 
Немудреные казалось бы строчки, в один день узнала вся страна. Они потрясли всех:на фронте эти стихи вырезали из газет, переписывали и с ними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими строчками.
 
 
 
А дома солдата любили, ждали, верили в победу. Огромная радость получить треугольное письмо с фронта, которое читали всей улицей, зачитывали до дыр, и, знали, если написал письмо солдат, значит он жив.
 
Чтение стихотворения "Ты помнишь, Алеша дороги Смоленщины".
В нем слышится сострадание, сочувствие и нежность. Каждая строчка - картина.
 
 
 
В 1942 году К.Симонов писал:
 
 
«Тот, кто был здесь, никогда этого не забудет. Когда через много лет мы начнем вспоминать и наши уста произнесут слово «война», то перед глазами встанет Сталинград, вспышки ракет, зарево пожарищ, в ушах снова возникнет тяжелый бесконечный грохот бомбежки. Мы почувствуем удушливый запах гари, услышим сухое громыхание перегоревшего кровельного железа. Да здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных фашистами на одном из параходов, взывая к мести, лежат на прибрежном волжском песке. И если смерть у нас над головой. То слава рядом с нами: она стала нам сестрой среди развалин жилищ и плача осиротевших детей.
 
Прослушивание песни Суркова «Землянка» и анализ стихотворения.
 Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Вспомните стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи».
 
 
 
 
Мы словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей.
Звучит песня Марка Бернеса на слова Евгения Винокурова.
Одним из известных поэтов того времени можно считать О.Берггольц.
 Ольга Федоровна родилась в Петербурге в семье врача. В годы войны, находясь в осажденном Ленинграде, она создает свои лучшие поэмы.
 
 
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ТВАРДОВСКОГО «Я УБИТ ПОДО РЖЕВОМ» .
 
 
Александр Трифонович Твардовский знал о войне не понаслышке, сам прошел трудными ее дорогами многие сотни километров, оттого и стихи его, правдивые и суровые, полны исторического оптимизма, веры в неизбежную победу русского оружия. Одно из лучших стихотворений Александра Трифоновича «Я убит подо Ржевом» написано в форме монолога бывшего бойца, павшего за свободу родины, оттого имеющего право говорить с живыми откровенно, без излишней слезливости и пафоса.
 
Николай Майоров(1919-1942).
 
 
Именем Николая Майорова названа одна из улиц Иванова.
 
Светлана Алексиевич.
 
 
В 1983г написана книга «У войны не женское лицо». Это роман голосов о войне, которую никто не знал, которую мужчины не рассказывали. Чтение цитат.
 
Подведение итогов урока. Запись домашнего задания. Написать сочинение-миниатюру: «Зачем снова говорить о войне, после которой прошло столько времени?» Для слабых учащихся: написать письмо с фронта.
Проверяет готовность к уроку.
 
Организует фронтальную работу по совместному целеполаганию и мотивации на основе частично - поискового метода. Уточняет ответы, помогает учащимся грамотно сформулировать тему и цели урока.
 
 
Осознают и формулируют тему урока.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Слушают, осмысливают задания, отвечают на поставленные вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Делают выводы (самоанализ, самооценка). Осмысливают результат своей деятельности.
 
 
 
 
 
 
Читает ученик.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Читает наизусть ученик.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ученик читает отрывки из "Ленинградского дневника" О.Берггольц.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сообщение ученика.
Николай Майоров Николай Петрович Майоров родился в 1919 году в семье ивановского рабочего. Еще в десятилетке начал писать стихи. Окончив в Иванове школу, переехал в Москву и поступил на исторический факультет МГУ, а с 1939 года стал посещать поэтический семинар в Литературном институте им. Горького. Писал много, но печатался редко.
В 1939 и 1940 годах Н. Майоров пишет поэмы "Ваятель” и "Семья”. Сохранились только отрывки из них, а также немногие стихи этой поры. Чемодан с бумагами и книгами, оставленный поэтом в начале войны у кого-то из товарищей, до сих пор не удалось найти.
Летом 1941 года Н. Майоров вместе с другими московскими студентами роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре его просьба о зачислении в армию была удовлетворена.
Политрук пулеметной роты Николай Майоров был убит в бою на Смоленщине 8 февраля 1942 года.
Посмертно вышла книга поэта "Мы” (издательство "Молодая гвардия”). Стихи Н. Майорова печатались в коллективных сборниках поэтов, павших на фронтах Великой Отечественной воины.
 
 
 
 
 
Записывают домашнее задание.
 
 

План-конспект внеклассного мероприятия:

"Волшебный мир русского романса". 

 Цели : Обобщить знания по теме: «Художественные средства выразительности текста». Повторить сложные вопросы морфологии.

Способствовать развитию воображения, творческих способностей учащихся, коммуникативных умений.

Воспитывать любовь к живому русскому слову.

 Вид урока: Интерактивный комбинированный урок с обобщением изученного материала и приобретением новых знаний.

Оборудование: Мультимедийный проектор, распечатки с текстами романсов, таблички.

Содержание и структура урока. Деятельность педагога. Деятельность учащихся.
Организационная часть.
Работа по теме.
Целеполагание и мотивация.
 
 
В 21 веке мы все чаще забываем о национальных традициях, о нравственно – этических ценностях . Поэтому сегодня тема нашего урока будет звучать так: «Волшебный мир романса». Усаживайтесь поудобнее и настраивайтесь на работу. Мы не только будем слушать романсы, но и одновременно  будем повторять материал для сдачи ЕГЭ.
 
Русский язык принадлежит к национальным культурным ценностям и составляет часть мировой культуры.
 
Прослушивание романсов: «Не уходи, побудь со мною» в исполнении (А.Эйзена), «Калитка» (Е.Нестерина), «Отговорила роща золотая»( Трио Реликт), «Я люблю Вас так безумно» (Л.Зыкина).
 
 Вопросы для обсуждения с классом:
-Найдите в тексте архаизмы.
 
 
 
 
 
 
 
 
-
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Найдите в тексте местоимения.
 -Роль личных местоимений в тексте.
 - Определите наклонение глаголов. Роль глаголов в повелительном наклонении. Как образуются глаголы повелительного наклонения?
- Какие средства выразительности есть в тексте?
 
Подведение итогов урока.  Заполнение итоговой таблицы «Особенности русского романса».
Домашнее задание: анализ романса.
 
Сообщение нового материала, организация и направление работы детей на основе поискового метода, помощь в формулировании письменных ответов на основе наводящих вопросов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Объяснение домашнего задания.
Высказывание своих суждений, выводов, осмысление цели урока (анализ романсов).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сообщения учащихся.
 
Слова, постоянно употребляемые большинством носителей русского языка ,составляют активный запас лексики. Слова устаревшие или новые, не вошедшие еще в общее употребление, образуют пассивный запас лексики. К пассивному словарному запасу относятся слова, которые перестали быть необходимыми и обязательными в той или иной среде общения людей.
 
 
Историзмы. Слова становятся ненужными в активном словаре говорящих потому, что они являются обозначениями исчезнувших явлений действительности.
 
Архаизмы. Слова уходят из активного употребления по той причине, что их вытесняют другие слова с теми же значениями, которые оказываются более приемлемыми для выражения соответствующих понятий. (Шанский) Используются для создания высокого образа возлюбленной.
Эпитеты – образное определение. Для создания образной характеристики чувств и переживаний лирического героя.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству.
Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление. Глубина переживаний лирического героя подчеркивается использованием глаголов в повелительном наклонении. Одна из особенностей русского романса – многократное использование личных местоимений. Они несут эстетическую нагрузку, раскрывают внутренний мир героя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Осмысливают и делают обоснованные выводы.
 
 
 
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Телефон для справок: (49354)2-10-60, (49354)2-81-25
Адрес училища: г.Вичуга ул. Виноградовых д.1
Хостинг от uCoz