Главная | Мой профиль | Выход Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Меню сайта
Наш опрос
Как вам наш новый сайт?
Всего ответов: 160
Статистика
   Смирнова Нина Юрьевна - преподаватель общественных дисциплин.
         Стаж работы в училище 18 лет. Имеет 2-ю квалификационную категорию.
       Основное направление в работе -реализация регионального компонента через использование краеведческого материала в ходе уроков и внеклассных мероприятий.
      В 2009г.в областном конкурсе на лучшую методическую разработку урока "Избирательное право. Избирательный процесс" её работа отмечена Дипломом.
 
 
Тема урока: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Урок проводится с целью формирования активной гражданской позиции, ответственности, способности к осознанному выбору и личному самоопределению.
В ходе урока учащиеся должны:
-знать и понимать сущность и источники избирательного права и избирательного процесса, формы участия граждан в политической жизни, необходимость личного участия в политической жизни страны;
- уметь: - объяснять актуальность темы, роль избирательного права в процессе формирования органов государственной власти и выборных органов власти местного самоуправления, связь с развитием общества, качеством жизни граждан; - высказывать суждения по предложенным вопросам, работать с источниками; - характеризовать принципы демократических выборов, избирательную систему Российской Федерации.
Урок проводится в форме беседы с элементами самостоятельной работы учащихся. Используемые на уроке методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу «включенности» каждого ученика в работу, проявить активность, самостоятельность.
Использование различных источников информации побуждает учащихся к выполнению проблемных заданий, обобщению и самореализации их субъективного опыта, способствуют развитию организационно-познавательных учебных умений: ведение познавательной деятельности в коллективе, сотрудничество при решении учебных задач, организация себя на выполнение поставленных задач.
В ходе работы с информационными материалами учащиеся анализируют, сравнивают, высказывают суждения, делают выводы, записывают их в тетрадь.
Цели урока: ·
- Формирование у учащихся политической и правовой культуры, политического сознания, электорального поведения.
- Формирование активной гражданской позиции, ответственности, способности к осознанному выбору и личному самоопределению
- Формирование знаний об основных принципах демократических выборов, избирательных правах и избирательном процессе в Российской Федерации.
-Способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самоопределения.
- Развивать аналитическое, логическое, критическое мышление, самоанализ, самооценку.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Форма проведения: Беседа с элементами самостоятельной, практической работы
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические
Средства обучения: 1. Компьютер, мультимедийный проектор 2. Аудиторная доска (Приложение 1) 3. Наглядные пособия (агитационные плакаты (Приложение 2), документальные материалы) 4. Стенд 5. Дидактический материал (таблицы, схемы, извлечения из Конституции РФ) 6. Справочник понятий (Приложение 10)
План содержания:
 1. История выборов 2. Избирательное право 3. Избирательный процесс .
Мотивация и целеполагание
Людям в жизни всегда приходится выбирать: - Какой поступок совершить? - Какое занятие выбрать? - Какую профессию выбрать? - Как относиться к учёбе, дисциплине, труду? - С кем дружить? и т.д. Сделать выбор подчас трудно, особенно, когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства.
Учащимся для работы выдаются агитационные плакаты, материалы (Приложение 2) и предлагается ответить на ряд вопросов:
1. С какими событиями в истории страны они связаны?
2. Кто имеет право принимать участие в выборах органов власти?
3. Какая роль в выборах отводится молодому избирателю?
4. Какое значение имеют выборы для каждого из нас и страны в целом?
Учащиеся дают ответы на основании анализа данных материалов предвыборной агитации.
В будущем и вам предстоит участвовать в выборах, выполнять свой гражданский долг.
Вопрос: Кто из вас знает избирательные права и избирательную процедуру? Так как учащиеся не обладают достаточными знаниями, они затрудняются дать исчерпывающий ответ. На основании этого формулируются цели и задачи урока.
Учитель обобщает высказывания учащихся: Сегодня мы и будем говорить об избирательном праве и избирательном процессе, о демократических выборах. Наша задача – выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов. Мы с вами должны будем сделать вывод о роли выборов, роли избирательного права в жизни каждого человека и общества в целом. Учащиеся записывают в тетради название темы и план урока.
Организация работы по формированию новых знаний
История выборов
Учащимся предлагается разминка «Из истории выборов»
Задание 1. Назовите государство по фрагментам материала, связанного с выборами в конкретной стране. Учитель зачитывает фрагменты:
1) В этом государстве глава народного собрания избирался на один день по жребию … . Основные вопросы народное собрание решало путём голосования. Белый камень означал положительное решение, чёрный – отрицательное. На глиняных черепках писали имя неугодного человека, и если таких черепков набиралось много, то он изгонялся из полиса. Ответ: Древняя Греция
2) В этом государстве выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Белый цвет символизировал чистоту помыслов, но поступки кандидатов были откровенно корыстны, голоса избирателей они откровенно покупали. Ответ: Древний Рим.
3) В этой стране проект создания Государственной Думы был предложен Сперанским в 1808 году. 17 октября 1905 года был подписан Манифест, провозгласивший учреждение первого в стране законодательного органа. Первая Государственная Дума начала работать в апреле 1906 года. Ответ: Российская империя.
Задание 2. Назовите имя исторической личности, которая имеет связь с нашим городом, с Вичугским краем:
- В 1912 году он был избран в Государственную Думу от Костромской губернии (Вичугский край в то время входил в её состав);
- В 1913-1914 гг. он являлся товарищем (заместителем) председателя Думы; - В эти годы его имя знала вся страна. Ответ: Фабрикант Коновалов Александр Иванович.  Показ Презентации (Приложение 3).
Избирательное право
Эпиграф: «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан». (С. Смайлс, английский писатель)
Учащимся предлагается проанализировать эпиграф, записанный на доске.
Вопрос: Как соотнести данное высказывание с процессом выборов? Учащиеся высказывают суждения и подходят к пониманию связи гражданского долга с избирательным правом, роли выборов с будущим страны.
Задание: Заполнить графу «Кого мы выбираем» таблицы . Таблица 1.

Кого мы выбираем? Какие органы власти формируем? Уровни власти?

Президент РФ           Глава государства (полномочие)          Федеральный
Депутатов ГД           Парламент. Федеральное
                              Собрание – ГД
                              (нижняя палата)
Депутатов
Областной Думы       Парламент. Областная Дума                 Региональный
Депутатов в
Городскую Думу,
в районный Совет     Городская Дума.
                              Районный Совет депутатов                   Местное   
                                                                                  самоуправление
МЭР                        Гл
ава городской администрации
Глава района           Глава районной администрации
После заполнения таблицы делается вывод: Выборы – это один из способов формирования органов власти. Во всех демократических Государствах выборы проводятся по определенным правилам или принципам, которые нельзя менять в ходе выборов ни при каких обстоятельствах .
Учащимся предлагается ознакомиться с основными принципами выборов (Приложение 4) и основами избирательного права в современной России, которые закреплены в Конституции Российской Федерации (Приложение 5 проецируется на доске) и ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Объясните понятие «демократия».
2. Объясните, как должно осуществляться народовластие в Российской Федерации?
 Учащиеся анализируют текст документа, объясняют, характеризуют принципы народовластия (демократии) в России, закрепленные в Конституции РФ.
 3. Назовите избирательные права граждан РФ. Учащиеся называют избирательные права граждан РФ.
Избирательный процесс
Учащимся предлагается ответить на вопрос: Что включает в себя понятие «Избирательный процесс»? и организуется работа с Приложением 6 (проецируется на доску).
Избирательный процесс включает в себя много компонентов. Мы выберем для работы несколько основных, касающиеся нас, как избирателей:
- 7 этап: Информирование избирателей и предвыборная агитация
- 9 этап: Голосование и определение результатов выборов, избирательной системы.
Голосование осуществляется по определенной системе: мажоритарной и пропорциональной.
Учащиеся дают определение данных понятий, опираясь на Приложение 10.
Учитель организует учащихся к практической деятельности – участию в процедуре выборов. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек. На партах два вида агитационного материала. Один вид представляет мажоритарную систему, другой – пропорциональную (Приложение 7).
Задание 1. Проанализируйте информацию в Приложении 7. Ответ: в Информации представлены два вида выборов: 1. Одномандатный 2. По партийным спискам.
Задание 2. Проанализировать Приложение 8 и ответить на вопросы:
1. По какому принципу проходили выборы депутатов в государственную Думу пятого созыва?
2. Как соотносится количество голосов, отданных за политические партии на выборах с количеством полученных в Государственной Думе мест?
Задание 3. Проанализируйте Результаты выборов Президента Российской Федерации 2 марта 2008 года в таблице 2. Приложения 8.
Вопрос: По какой системе проводились выборы Президента РФ?
Вопрос: Кто победил на выборах Президента РФ и почему?
Задание 4. Чем руководствуется избиратель при выборе кандидата или политической партии, за которого будет отдавать свой «голос»? Учащиеся высказывают суждения, объясняют средства выбора (материалы СМИ, встречи с кандидатами или их представителями). Учитель обобщает ответы и подводит к выводу: Задача избирателя – правильный выбор программы. Она должна включать цели, задачи и средства их достижения, предполагаемый результат. Программа должна быть реальной, выполнимой, рациональной .

Обобщение и систематизация знаний
Учащимся предлагается ИГРА «Правильное голосование». Работа ведется в группах по 4-5 человек, всего 6 групп. Каждой группе предлагается разрешить ситуацию, опираясь на ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».
Ситуация 1. Избиратель получает избирательный бюллетень по предъявлении паспорта, проставляет в списке избирателей серию и номер своего документа и идёт в кабину для заполнения бюллетеня.
Вопрос: Какая процедура нарушена при получении избирательного бюллетеня?
Вопрос: Какая статья Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» подтверждает это?
Ситуация 2. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.
Задание: Дайте оценку действиям избирателя. Какой статьей Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» вы руководствовались?
Ситуация 3. В день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.
Задание: Объясните ваши действия в этой ситуации. Какой статьей Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» вы руководствовались?
Ситуация 4. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак «плюс», а напротив остальных – знак «минус».
Задание: Объясните судьбу вашего «голоса» в данной ситуации. Подтвердите статьей Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации».
Ситуация 5. При заполнении избирательного бюллетеня вы допустили ошибку.
Вопрос: Ваши действия? Какой статьей Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» вы будете руководствоваться?
Ситуация 6. В вашей семье есть престарелая бабушка. Здоровье ей не позволяет выходить из дома, но она желает участвовать в выборах.
Вопрос: Ваши действия? Какой статьей Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» вы будете руководствоваться?
При разрешении ситуации учащиеся опираются на фрагменты статей Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации» (Приложение 12).
(Ответы на задания 1. Избиратель не расписался в получении избирательного бюллетеня (п. 7. с.69). 2. Нарушен принцип тайного голосования. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования (п.9 ст.69) 3. Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается (п.9 ст.69) 4. Голос «пропадёт», т.к. бюллетень будет считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке (п.16 ст. 73) 5. Обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему вам избирательный бюллетень, с просьбой выдать вам новый (п.11 ст.69) 6. Составить письменное заявление с указанием причины невозможности избирателя голосовать в помещении для голосования с указанием фамилии, имени и отчества избирателя, адреса его местожительства и передать его в участковую избирательную комиссию (п.2,4 ст.71).
Подведение итогов игры: учащиеся объясняют, высказывают суждения, комментируют процесс голосования (тексты ситуаций и Приложение 12 спроецированы на доску). Вопрос: Что по-вашему является главным итогом выборов? Ответ: Результат голосования.

Подведение итогов урока
Вопросы: 1. Что мы узнали на уроке? 2. Чему научились? Учащиеся дают объяснения.

Домашнее задание
Составить наказ избирателя кандидату в депутаты Городской Думы. В нём должна прослеживаться связь с экономической, социальной и культурной сферой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никитин А.Ф. Правоведение: Учеб. для 10-11 кл, общеобразоват. учреждений /А.Ф.Никитин. – М..: Просвещение, 2004. – 352с. 2. История России 1945 – 2008 гг.: книга для учителя /[А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев и др.]; под ред. А.В. Филиппова. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Просвещение, 2008. – 528 с. 3. Конституция Российской Федерации 4. Федеральный Закон «О выборах депутатов государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 5. Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации» 24 июля 2007 года. 6. Закон Ивановской области «О выборах». Иваново. Избирательная комиссия Ивановской области. 2008г. 7. Журнал «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» 2003г. № 23 (161). 8. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» № 5 2006г., № 9 2008г., № 10 2008 г.

                        ============================
                                    ================= 
                                            =========
 
 
 
/Files/Pravo.ppt
Вашему вниманию представляется внеклассное мероприятие "Живой Музей", проведённое в рамках недели "Русской культуры".
 
«ЖИВОЙ МУЗЕЙ»
 
Тема:
Русская живопись XVIII – XIX вв.
 Задачи:
- Сформировать представления учащихся о русской живописи XVIII – XIX вв; пейзаже в русской живописи, художниках-живописцах XVIII – XIX вв; становлении и развитии русской пейзажной живописи.
- Развивать познавательный интерес к отечественной культуре, истории, искусству.
- Воспитывать эстетическое отношение к миру, природе, человеку, себе, своей деятельности, обществу.
Межпредметные связи: Литература, эстетика, обществознание, спецрисунок, география, история культуры, краеведение.
ТСО: Телевизор, видеоплеер, DVD-диск, запись на доске, репродукции картин русских художников XVIII – XIX вв, портреты художников, познавательные задания, эпиграф.
Форма занятия: Комбинированная – элементы беседы с групповой работой уч-ся по типу викторины или турнира.
 
ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент (учитель разъясняет условия игры) – 1 мин.
II. Вступительное слово учителя – приглашение в «Музей живописи»
III . Культурная разминка уч-ся
Задание 1. Заполнение карточки самоконтроля:Художники - Знаю:       Узнал:    (можно в форме таблицы)
Задание 2. Выстроите в хронологическом порядке работы художника А.М. Васнецова, посвященные становлению Москвы: - Московский Кремль при Дмитрии Донском; - Основание Москвы; - Московский Кремль при Иване Калите; - Московский Кремль при Иване III.
Условия: Картина выставлены непоследовательно, названия работ закрыты, уч-ся работают в группах, ответы записывают на карточках.
Задание 3. Как называются представленные картины художников В.М. Васнецова и И.Е. Репина?
Условия: Названия картин закрыты, уч-ся должны записать их на карточках: Снегурочка; Богатыри; Баян; Бурлаки на Волге; Запорожские казаки пишут письмо Турецкому султану.
 IV. Посещение «Всемирной картинной галереи» - просмотр на DVD работ художника А.И. Куинджи – 7 мин
V. Обзорная экскурсия «Пейзаж в русской живописи» Репродукции картин выставлены на стенде. (Приложение 1, 2) – 15 мин
VI. Познавательные задания. (Приложение 3) – 7 мин.
VII. Подведение итогов
1) Заполнение карточки-контроля в графе «узнал известных художников» после посещения «музея»
2) Подсчет баллов, выявление победителей
 
Приложение 1
Перечень :Авторы - работы
Алексеев Федор Яковлевич (1755 – 1824):
1.«Красная площадь в Москве» - 1801 г. 2.«Вид на Воскресенские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» - 1811 г. 3.«Вид Дворцовой набережной от Петропавловский крепости» - 1974г.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780 – 1847):
1.«На пашне Весна» - 1820-е гг.
2.«На жатве Лето» - 1820-е гг.
Айвазовский Иван Константинович (1817 – 1900):
1.«Черное море» - 1881 г.
2.«Корабли у берега» - без даты
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 –
2.«Грачи прилетели» - 1871 г.
Васильев Фёдор Алексеевич :
1.«Мокрый луг» - 1872 г.
2.«Оттепель» - 1871 г.
Шишкин Иван Иванович (1832 – 1898):
1.«Дубы. Вечер» - без даты
2.«Лесные дали» - 1884 г.
Левитан Исаак Ильич (1862 – 1900
2.«Над вечным покоем» - 1894 г.
Серов Валентин Александрович (1865 – 1911)
1.«Октябрь. Домотканово» - 1895 г.
2.«Заросший пруд. Домотканово» - 1888 г.
3.«Девочка с персиками»
 
Приложение 2
Пейзажи в русской живописи
Не то, что мните, вы, природа:
 Не слепок, не бездумный лик –
 В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь,
в ней есть язык … Ф.И. Тютчев

«…Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины
Калитку, сломанный забор,
Перед гумном соломы кучи …» А.С. Пушкин
 
«Мир вседневный многоцветен и чудесен» А.А. Фет

  Сознательное отношение к красоте природы особенно развилось в XV веке. Это проявилось в иконописи в проявлении орнаментов с изображением листьев, почек и цветов.
  В XVII веке в искусство входят светские мотивы, живое наблюдение реального мира. Мастера в рамках религиозного искусства положили начало передаче окружающего их реального мира.
  В Петровскую эпоху искусство приобретает светский характер. Развивается самосознание, в искусстве развивается жанр портрета – непосредственно изображающем человека. В Петровские времена возникли предпосылки для будущего создания реалистического пейзажа как самостоятельного жанра в искусстве.
  Практицизм, рационализм этого времени приблизили искусство к действительности. Рисунки профессиональных архитекторов, перспективы городов, видовые географические зарисовки, путевые альбомы преследовали новые для русского искусства цели.
  Особенно привлекла к себе внимание архитектура – она лучше всего выражала перемены в жизни. Растущий на глазах Петербург вызывал чувство гордости и патриотизма.
  Появляется ландшафтная живопись.
  Первый русский пейзажист Семён Фёдорович Щедрин (1745 – 1824).
  Это была естественная, хотя и искусно скомпонованная природа. Изображение парков под Петербургом, виды Петергофа, Павловска, Гатчины и др. окрестностей столицы. «Видопись».
  Большие пейзажные панно для украшения замков (Михайловский) 
 
  Федор Яковлевич Алексеев – «певец» Петербурга, Москвы (1753 – 1824) вслед за Щедриным стал профессором пейзажного класса в Академии.
  Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847) утвердил в русской живописи национальный пейзаж. Правдивое изображение сельской, усадебной жизни, природы. Венецианов считается первым мастером русского крестьянского жанра. Его картины могут быть отнесены как к бытовой, так и к пейзажной живописи.
  Изображаются конкретные уголки природы средней полосы России. Венецианов первый открыл для живописи красоту русской деревни, очарование северной весны и томительного летнего полудня, полей и перелесков, бескрайних лугов и долей.
  Картина «На жатве. Лето» передает летнее настроение, где за женской фигурой расстилается чисто русская природа: далекая желтая нива, зреющая в раскаленном, насыщенном солнцем воздухе.
  Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900).
  Самый популярный русский маринист (морские виды). Он прожил долгую жизнь, был очень трудолюбивым, одаренным художником. Оставил после себя около шести тысяч произведений.
   Художник стремился передать суть морской стихии. Нескончаемой чередой идут тяжелые валы. В провалах между ними чувствуется глубина морской стихии, особенно жуткая рядом с прозрачно высвеченными гребнями волн.
  «Черное море» - вода и небо, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо ещё бесконечнее.
  Вторая половина XIX века. Демократические тенденции в русском искусстве. Они связаны с деятельностью Товарищества передвижных выставок.
  Для передвижнического пейзажа характерна открытая гражданственность, стремление выразить свои демократические идеалы и любовь к родине. Внутри передвижнического пейзажа выделились два направления.
  С одной стороны – обличение, показ беспросветной российской действительности. С другой стороны – поиск идеала, что привело после второй половины XIX в к усилению роли пейзажа в русской живописи.
  Передвижники впервые сумели по настоящему раскрыть и утвердить поэтическую красоту и большую содержательность родной природы. В этом утверждении русского реалистического пейзажа большую роль сыграло творчество А.К. Саврасова.
  Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897)
  Излюбленный мотив – изображение камерного и лирического пейзажа с обстоятельным и любовным повествованием. Он старается отыскать и в самом простом и обыкновенном те глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотвратимо действуют на душу.
  Осенью 1871 г. на 1-й Передвижнической выставке в Петербурге появилась картина «Грачи прилетели». Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, поле, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи. Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу.
  С именем Саврасова связано утверждение в русской пейзажной живописи национальной темы.
  Федор Александрович Васильев (1850 – 1873)
  Васильева называли «одной из лучших надежд нашей отечественной школы». Систематического художественного образования Васильев не получил. Сам он в числе своих учителей называл ИИ Шишкина и ИН Крамского.
  Картина «Оттепель» - едва ли не впервые в русском пейзаже начинают отчетливо звучать социальные, гражданственные идеи. Открытая всем ветрам равнина, тяжелое свинцовое небо, грязная дорога с глубокими колеями, ощущение промозглой влажности воздуха создают образы убогой и неустроенной русской деревни, говорят о жизни русского крестьянина. Все это достигнуто пейзажными средствами.
  «Оттепель» получила премию Общества поощрения художеств и принесла известность художнику. Картина побывала на Международной выставке в Лондоне в 1852 году. 
  В 1852 году Васильев простудился на катке и заболел смертельной болезнью - туберкулезом.
  Картина «Морской луг» писалась в Крыму – стала одним из лучших произведений в русской пейзажной живописи в XIX веке. Главное - в картине достигнута тонкость в передаче состояния природы, «её влажности».
  Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)
  Творчество ИИ Шишкина называют вершиной передвижнического пейзажа. Его называют «певцом русского леса» - большинство его полотен посвящено изображению лесных чащ, боров, полян, буреломов.
  Исполнены они с редкой добросовестностью и тщательностью. Для совершенствования мастерства он глубоко изучал природу и переносил натуру со всеми подробностями на полотно.
 «Лесные дали» - эпический пейзаж с великолепно найденными пространственными отношениями, с легкой дымкой тумана, живописной мягкостью.
  Василий Дмитриевич Поленов (1844 – 1927)
  Его творчество является особенно камерным и лирическим. Картины «Московский дворик», «Заросший пруд», «У мельницы», «Серый день» и другие отражают задушевность тихой поэзии городских двориков, элегичность запущенных усадеб, ощущение гармонии природы и человека, (пейзажного и жанрового начала) в его повседневном бытии.
  Исаак Ильич Левитан (1862 – 1900)
  Реалистический пейзаж второй половины XIX в. достиг своих вершин в творчестве ИИ Левитана. Он, в отличие от своих предшественников, полнее и глубже раскрыл в пейзаже образ русской природы. Левитан умер в 40 лет. Однако вклад его в русскую пейзажную живопись огромен. Он учился в пейзажной мастерской Саврасова. Поездка на Волгу помогает окончательно найти художнику самого себя.
  В живописи Левитана рождается так называемое «пейзажное настроение». Через пейзаж, понятный как определенное состояние природы, через эмоциональное развитие конкретного мотива он раскрывает большое содержание. В его картинах лежат натуральные этюды, сочиненных пейзажей у Левитана нет.
  Просторы великой русской реки Волги как бы служили художнику тем материалом, с которым он подходил к оценке жизни. Он создал ряд пейзажей подобных философским поэмам.
  Картину волжского цикла «Вечерний звон» называли «песней заходящего солнца».
  В пейзаже «Над вечным покоем» - безлюдный простор и безграничность водного пространства ощущается могущество стихии, перед которым деревянная церквушка, покосившиеся кресты погоста да пригнутые ветром березы кажутся раздавленными. Во время работы над этой картиной художник просил играть ему Бетховена.
  Его картина «Березовая роща» - шедевр живописи, обладает естественностью и ненавязчивостью композиции, вовлекающей зрителей внутрь.
  Пейзаж «Озеро»№ - светлый гимн природе, прославление её красоты и сопричастности к ней человека, ощущение радости и полноты жизни.
  Левитану удалось создать глубоко философский, собирательный образ Родины. Сам он назвал это полотно «Русь.
  Валентин    Александрович Серов (1865 – 1911)
  С именем Серова связаны достижения русского искусства в области портрета. Ряд произведений художника связаны с пейзажем.
  В пейзаже «Заросший пруд» отражена подчеркнутая объективность в передаче жизни природы. Прославился портрет Серова «Девочка с персиками» и «Девушка освещенная солнцем».
  Поездка на Север в Архангельск и на Мурмане обогатила его палитру. Начинается его переход к тональной «серой» живописи. Одним из лучших произведений тех лет является картина «Октябрь. Домотканово». Она относится и к крестьянскому жанру и к пейзажу. Пейзаж прост и беден по мотиву, но богат по содержанию. В нем скрыто жизнеутверждающее начало, великая тишина, ощущение нерушимой связи с родной землей.
  С 1990-х годов Серов обращается к истории, к эпохе Петра I, затем к мифологии, к гомеровской Греции. Серов стал центральной фигурой русской живописи.
 
Приложение 3
Задание 1.
  Портрет какого русского писателя создал И.Н. Крамской?
  Подсказка: «Ясная поляна», «Война и мир»
Задание 2.
  1. Какой город изображен на картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни»?
  2. Назовите храм. Задание 3. Этот портрет выполнен Б.М. Кустодиевым. На нем изображен человек, известный не только России, но и миру.
Подсказка: - певец; - имел дачу на Волге в Порошине; - «Вдоль по Питерской», «Дубинушка» - песни, которые он исполнял наиболее известны народу.
Задание 4.
 Назовите автора произведений: - «Пятигорск»; - «Сцена из Кавказской жизни»; - «Воспоминание о Кавказе».
Подсказка:
- Отрывок из поэмы «Черкесы» :
«Уже в горах солнце исчезает,
В долине всюду мертвый сон,
Заря, блистая, угасает,
Вдали гудит протяжный звон …»
- Стихотворение «Парус» (отрывок):
" Белеет парус одинокий
 В тумане моря голубом…»
Задание 5.
  Какое событие начала XIX века изображено на картине В.В Верещагина «На большой дороге. Бегство»? 1889, 1895 г.г.?
Задание 6.
  Вспомните и укажите названия картин художников ВМ Васнецова и ЕИ Репина: «Снегурочка», «Богатыри», «Баян», «Бурлаки на Волге», «Запорожские казаки пишут письмо Турецкому султану».
                                                    &
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Телефон для справок: (49354)2-10-60, (49354)2-81-25
Адрес училища: г.Вичуга ул. Виноградовых д.1
Хостинг от uCoz